ПРЕССА о НАС

Господа юнкера, кем вы были вчера?

Журнал "Моя Москва", май 2000

Недавно в метро я наблюдала любопытную сценку. Какая-то женщина провозила по вагону в коляске молодого инвалида, одетого в военную камуфляжную форму. Кое-кто из пассажиров привычно подавал ему копейки, некоторые равнодушно отворачивались. Два мальчугана-суворовца принялись шарить по своим карманам, нашли совсем немного мелочи (много у них не бывает) и протянули увечному солдату, а он, довольно индифферентно собиравший скудные подаяния остальных, дружелюбно посмотрел на зардевшихся юношей и покачал головой, отказываясь от их денег. А я подумала, что солдатское братство, о котором мы привыкли говорить очень высокопарно, это не только взаимопомощь в бою или на учениях, часто с риском для жизни. Возможно и другое проявление той посвященности, если угодно, той кастовости, когда военная форма является для носящих ее своеобразным паролем: "Я свой, я понимаю тебя, можешь смело на меня положиться". Очень глубоки исторические корни духа товарищества, корпоративности, присущего людям, посвятившим себя столь опасному и почетному ремеслу. Вот что писал воспитанник Орловского кадетского корпуса Г. Месняев: "Особняком держали себя эти дети и юноши, носившие имя "кадет", как бы осознавая себя членами особого ордена...". И причиной тому были, по всей видимости, не исключительные качества самих воспитанников, а исключительная важность будущей их службы. Но интересно, когда же зародились в России первые "кузницы офицерских кадров"?

Оказывается, что, как и большинство нововведений, появление систематического обучения военному делу связано с петровскими преобразованиями. Кажется совершенно фантастическим то количество важнейших государственных реформ, которые произвел Петр. И когда только государь все успевал? Вот и 14 января 1701 года им подписан указ об устройстве в Москве Навигацкой школы - прообраза одного из старейших учебных заведений России - Морского кадетского корпуса. В указе ни слова об окне в Европу, ни полслова о выходе к морям, о завоевании новых земель, а лишь "... на славу Всеславного Имени Всемудрейшего Бога, во избаву же и пользу Православного Христианства" учреждается школа "мореходных наук учению". Но именно созданный Петром военный флот позволил России стать одной из ведущих морских держав.

Спустя одиннадцать лет волею Петра I появляется артиллерийско-инженерная школа, преобразованная впоследствии во 2-й кадетский корпус. Да и после смерти Петра не было в России царя, который не проявлял бы самой деятельной заботы о военных учебных заведениях. К началу XX века 500 - 700 юнкеров ежегодно становились выпускниками 51 российского кадетского корпуса. И надо сказать, что свою основную задачу - "подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству" - они выполняли блестяще. Революционное брожение, овладевшее многими юными умами и сердцами, не только не встретило в среде кадетов сочувствия, а, более того, практически все они отнеслись к тем бурным событиям крайне враждебно. Да и могло ли быть иначе? Ведь на их глазах рушилось все то, во что они свято верили, чему посвятили свои жизни и за что готовы были умирать. Увы, многие из них и погибли в том жестоком семнадцатом. Те же немногочисленные "счастливцы", которым суждено было выжить, со всей своей военной выучкой, готовностью к подвигам, со всей своей любовью к Родине оказались этой Родине не нужны. Их ожидала чужбина, та самая, которая "жарко обнимала, да только не любила". Наверное, наименее обездоленными могли чувствовать себя русские эмигранты в единоверной Сербии. Александр I, сербский король, был выпускником самого привилегированного учебного заведения России - Пажеского кадетского корпуса.

Александр взял на свое содержание, как тогда говорили, "на свой кошт", три эмигрантских кадетских корпуса. Именно в них учились все мальчики, рождавшиеся в семьях русских эмигрантов. Но вместе с нацистской оккупацией пришел конец и этой хрупкой видимости благополучия. По всему миру разбросала бывших кадетов их немилосердная судьба. Но тогда же. в 1943 году, в Советском Союзе возрождается система начального и среднего военного образования. Так же, как и в кадетские корпуса, во вновь образованные училища принимаются преимущественно дети погибших воинов - мальчики с 10 лет. Так же носили они специальную форму военного образца, таким же был и срок обучения - 7 лет. Только назывались воспитанники иначе - нахимовцами и суворовцами. Вряд ли кто в те годы мог говорить о преемственности традиций старой царской армии, о том, что многие элементы воспитания и обучения будущих офицеров армии и флота практически без изменения заимствованы из инструкций вековой давности. Но именно так оно и было. Только строчки о преданности государю и святой вере были заменены клятвой, если понадобится, отдать жизнь за Сталина, за партию. Но те воспитанники военных школ, кому суждено было погибнуть, как и их дореволюционные братья по оружию, умирали за свою Родину, за ее величие, ее свободу. И если третья российская революция, разрушив старую армию, создала новую, то четвертая революция, то бишь перестройка, создала все условия для тихого и медленного угасания некогда мощной и грозной силы. Воровство, коррупция, дедовщина - в каких только грехах не обвиняют армию, предрекая ей скорую гибель, а она тем не менее жива и отчаянно сопротивляется обстоятельствам. уже все меньше рассчитывая на помощь государства. Да, тоненькая нить, связующая поколения, время от времени рвется, и нам кажется, что это навсегда. Но скрипучее колесо фортуны делает очередной поворот, и... И вот появилась общественная благотворительная организация "Московское Суворовско-нахимовское содружество", одной из главных забот которого стало возрождение в России кадетских корпусов. Так, семь лет назад был создай (или воссоздан) 1-й Московский кадетский корпус, расположившийся поначалу в здании школы № 840. А через некоторое время Правительство Москвы обеспечило ребят "жилплощадью", передав им здание детского дома. Сегодня по всей России создано уже более 50 кадетских корпусов. Юношей, желающих стать суворовцами, нахимовцами, кадетами, становится с каждым годом все больше. В некоторых училищах конкурс 25-30 человек на место стал обыденной реальностью. Но если воспитанников хватает вполне, то с деньгами дело обстоит гораздо хуже, К счастью, мир не без добрых людей Потомок нескольких поколений выпускников кадетских корпусов, удачливый финансист, живущий и работающий в Москве американец Борис Йордан кроме светлой головы имеет еще и доброе сердце. Он не просто помогает, он мечтает возродить в России юнкерские традиции, дух кадетского воинского братства и стремления к высоким идеалам. А традиции, как известно, за деньги не купить, но без денег не сохранить. Поэтому господин Йордан учредил финансовый фонд содействия кадетским корпусам, выделив для этой цели сумму, более чем значительную даже по американским меркам. Директором фонда стал председатель Московского суворовско-нахимовского содружества, бывший суворовец генерал-майор Анатолий Друкарев. Он считает, что военно-педагогическая мысль еще не создала системы обучения и воспитания юношей лучше, чем была в дореволюционной России. Как хочется верить, что пройдет еще несколько лет и ряды кадровых офицеров пополнят недавние кадеты, свободно говорящие на нескольких языках, умеющие танцевать танго и без промаха стрелять, лихо гарцевать на племенных жеребцах и пилотировать истребители. А почему нет?

Людмила БУХАРИНА