ПРЕССА о НАС

СЧАСТЛИВОЕ КАДЕТСТВО

"Карьера", № 12. Декабрь 2001 г

Вот чего никто не мог редположить, так это внезапного интереса родителей к возрожденным кадетским корпусам. конкурсы в этом году туда были такие, чтоне снилось ни МГИМО, ни МГУ, - до 25 человек на место! Хотя что же тут неожиданного?! Корпус- это не массовая школа, здесь воспитанников держат в строгой дисциплине и дают хорошие знания.

Первый кадетский корпус в России был открыт еще в 1731 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Анны Иоанновны, "дабы такое славное и государству потребное воинское дело в искусстве производилось...". После революции кадетские корпуса были ликвидированы. Тем не менее уже в 1945-м по указанию Сталина создали два типа военных училищ - Суворовские и Нахимовские. Устроили их по образцу дореволюционных кадетских корпусов.

Сейчас началось возрождение именно кадетских корпусов. Суворовские и Нахимовские училища дают специальное военное образование. Туда принимают только после восьмого класса средней школы и готовят профессиональных военных. Кадетские корпуса - это в первую очередь учебно-воспитательные учреждения с 5-го по 11-й класс, но с уклоном в военную или государственную службу. Плюс "усиленное" патриотическое воспитание учеников.

Анатолий Друкарев, воспитанник Суворовского училища, генерал-майор в отставке, ныне директор Благотворительного фонда содействия кадетским корпусам: "Считается, что главная цель кадетского корпуса - дать хорошее воспитание и только потом на воспитание накладывается образование. Выпускники корпусов могут стать кем угодно: художниками, поэтами или музыкантами и совсем не обязательно военными. Вторая особенность кадетского корпуса - созданный под систему воспитания военизированный образ жизни".

 

Направление корпуса

В 1991 году возродился первый кадетский корпус в Ново-черкасске. А сейчас в России 40 корпусов. Все они разные. В Ростове (Ярославская область), например, есть православный корпус, туда принимают только крещеных, кадеты изучают Закон Божий и историю религии. В корпусах, созданных в казачьих станицах, обучают верховой езде, готовят к службе в армии и милиции. Есть корпуса, куда принимают только мальчиков, а в некоторые - берут и девочек тоже.

У многих корпусов есть соучредители, которые поддерживают корпуса и соответственно придают им свой "профиль" обучения детей (в 10-11-х классах). Например, есть корпус налоговой полиции, МЧС. Два корпуса под свой патронаж взяли недавно ФСБ и Министерство юстиции. Есть корпус даже у Норильской горно-металлургической компании. Понятно, что и программы в корпусах разные. Например, в Третьем московском кадетском корпусе налоговой полиции помимо основной программы кадеты изучают право и экономику.

Но не все преподаватели корпусов - сторонники ранней специализации. Владимир Кирсанов, директор Первого московского кадетского корпуса: "Ребенок в девятилетнем возрасте вряд ли может понять, кем он станет в будущем. Поэтому, сколько разные ведомства ни предлагали взять нас под опеку, - я отказывался.

Борис Иордан, генеральный директор «Газпром-медиа», генеральный директор НТВ, президент Благотворительного фонда содействия кадетским корпусам:

«Для меня истоки этой идеи — пример моего отца. В 1930-е годы он учился в Югославии в кадетском корпусе, который создали русские офицеры-эмигранты. Мой дед окончил Императорский Пажеский корпус в Петербурге. Многие мои предки служили в русской армии. Так что можно сказать, что это семейные традиции. Отец и его друзья (всем им сейчас по 70—80 лет) пронесли через всю жизнь и сохранили свое кадетское братство. В 1950-е годы они создали объединение российских кадет за рубежом, у них даже лозунг есть: «Рассеяны, но не расторгнуты». Со всего мира съезжаются, проводят съезды, свой журнал издают. Впервые они приехали в Россию в начале 1990-х годов, когда только-только стали появляться кадетские корпуса, вдохновились увиденным, ибо они всю жизнь мечтали в новой России возродить кадетское движение. Познакомились с московскими суворовцами, договорились вместе работать, дали деньги, на которые был создан первый в Москве кадетский корпус. Теперь каждый год отец 3—4 месяца проводит в России, посещает корпуса, встречается с кадетами, директорами, воспитателями. Скажу честно, когда я начинал им помогать, даже представить не мог, что пройдет восемь лет и это будет более 40 кадетских корпусов. Сама жизнь доказала их целесообразность и результативность работы. Мальчишки 10—17 лет учатся не только школьным учебным дисциплинам, бальным танцам, этикету, занимаются спортом. Главное — они учатся уважать себя и свою страну, дорожить дружбой. Нужно сделать так, чтобы эти ребята стали честными и порядочными людьми, знающими российские традиции, историю и культуру».

Другие считают, что ранняя профессиональная ориентация не мешает. Во-первых, специализированная подготовка начинается только в старших классах, когда ребенку все равно пора определяться. Во-вторых, никто не лишает его выбора. Выпускники корпусов поступают в МИФИ, на юридические и экономические факультеты вузов. Вячеслав Ромайкин, директор Третьего московского кадетского корпуса, психолог, кандидат исторических наук: "Когда создавался наш кадетский корпус, мне случайно позвонил старый боевой товарищ. Оказалось, что он работает в налоговой полиции. Как только услышал от меня, что я - директор кадетского корпуса, он тут же заинтересовался и буквально на следующей неделе устроил мне встречу с руководством Федеральной службы налоговой полиции. Могу сказать, что наших выпускников нарасхват будут брать Академия ФСБ, Таможенная академия и многие другие вузы".

Конечно, не у всех кадетских корпусов богатые шефы. Анатолий Друкарев: "Когда мы с председателем ревизионной комиссии фонда приехали к воронежским кадетам, то первое, что увидели, - мальчишек, которые почему-то тащили с собой табуретки. Ребята нам объяснили, что стульев мало, поэтому приходится таскать их из классов в столовую, чтобы пообедать сидя. Мы тут же выделили им деньги на мебель. К сожалению, таких нищих корпусов довольно много".

Фонд, возглавляемый генералом Друкаревым, распределяет каждый год $100 тысяч между кадетскими корпусами. Этот фонд основал Борис Иордан, чьи предки учились в Санкт-Петербургском Пажеском, Морском и Великого князя Константина Романовича кадетских корпусах.

 

Шагом марш!

Третий московский кадетский корпус мы отыскали, услышав громкую строевую песню, кадеты возвращались с вечерней прогулки. Жизнь в корпусе, как уже говорилось, отчасти армейская. Ребята находятся в корпусе постоянно, домой приезжают только на каникулы и выходные, носят форму, занимаются строевой подготовкой и раз в год выезжают на военно-полевые сборы. Кстати, у всех кадет три формы одежды: парадная (похожа на форму суворовцев), повседневная и полевая. Такая же одежда и у девочек. Посетителей встречает дневальный, который даже в то время, как остальные готовились к дискотеке, посвященной окончанию четверти, стоял на своем посту.

Конкурс, как уже говорилось, бешеный. Но не все выдерживают условия этой жизни. Строевой подготовкой кадеты занимаются ежедневно и в любую погоду - хоть в снегопад, хоть в зной. Дисциплина очень строгая. За каждый проступок - неубранная комната, полученная двойка, шум - могут назначить дисциплинарное взыскание, или, по-военному, "наряд". Например, заставят убирать территорию, драить полы или поставят вне очереди дневальным.

Вячеслав Ромайкин, директор Третьего московского кадетского корпуса, рассказывает: «Один мальчик добился того, чтобы мама забрала его из корпуса. Свой уход он объяснил так: «Я не хочу быть военным, у меня другие мечты, хочу заниматься музыкой, рисовать. Я пришел сюда со своими друзьями, а я был среди них лидером». Бывшие товарищи быстро поняли, что им не обязательно быть управляемыми, каждый здесь нашел себя: кто стал редактором стенгазеты, кто командиром. Парень оказался один и не смог этого пережить. Мы всегда говорим родителям: здесь собрались 400 человек, все они — личности, лидерские начала сталкиваются, кто-то ломается, кто-то учится подчиняться, что тоже немаловажно».

В экскурсии по Третьему кадетскому корпусу нас сопровождали двое мальчишек в повседневной форме. Почему-то они первым делом повели нас в «девичью половину». Сказали, что в спальнях девочек все-таки больше порядка. Живут скромно, в комнатах по 8—9 человек, из мебели только тумбочки и кровати. Уроки же делают все вместе в классе.

Деньги корпусам выделяет фонд, но помогают и состоятельные родители: те купят кровати, эти помогут душевую обустроить.

 

Военная косточка

Чаще всего в корпусах учатся продолжатели семейных традиций: "Дедушка генерал авиации, мама военный инженер, а я мечтаю стать ракетчиком". Мальчишки свою любовь к "кадетству" объясняют так: "Я с детства мечтал носить форму и стать таким, как мои родители". В корпусах много тех, у кого родители в разводе и мама или папа в одиночку не в состоянии воспитывать ребенка. Есть дети обеспеченных родителей, у которых нет времени уделять чаду достаточно внимания. По большому счету эти ребята - тоже "неблагополучные", вернее, неблагополучны их родители.

Словом, у каждого своя история. Один папа признавался: "Я "подкаблучник" и считаю, что для моего сына корпус - единственный шанс вырасти настоящим мужчиной".

Артемий Семидетенко, ученик 10-го класса Первого московского кадетского корпуса: "У меня достаточно интересная история поступления. Моя мама пошла в Кремлевский дворец на балет и там случайно познакомилась с женой нашего директора. Они разговорились, и мама загорелась идеей отдать меня в "кадеты". У нас почти вся семья - военные моряки. Обстановка в корпусе мне сразу понравилась, хотя поначалу сложно было привыкнуть вставать в семь и ложиться в половине одиннадцатого вечера. Одно время очень скучал по дому".

Нередко ребенок, который в семье был любимым, умным и хорошим, в кадетском корпусе резко скатывается на "двойки" и "тройки".

Галина Ибрагимова, заместитель директора по учебной работе Первого московского кадетского корпуса: "Многие мамы хотят, чтобы мы из их мальчишек вырастили высоких голубоглазых блондинов с широкими плечами, атлетическим телосложением и полным набором добродетелей. Часто родители не понимают, что ребенку тяжеловато привыкнуть жить без семьи. Одной маме мне так и не удалось объяснить, что хотя бы на первых порах на ночь сына лучше забирать домой, что ему без родителей тяжело. Главным ее аргументом, как и у многих, было: "Мы столько сил приложили, чтобы поступить, так уж пусть теперь учится". Другие педагоги кадетских корпусов считают, что все дети должны быть на равных условиях и нельзя никому делать поблажек. Кроме того, кочующие из дома в корпус дети могут принести с собой сигареты или еще что-нибудь.

Была такая история. Один восьмилетний мальчик написал рапорт на имя начальника корпуса: "Прошу меня отчислить из корпуса, потому что мне не нравится, когда меня заставляют убираться и мыть полы". Начальник позвонил его отцу, чтобы посоветоваться. Папа от этой новости пришел в восторг. Он приехал в корпус и не мог ничего сказать, кроме: "Этого не может быть... ведь он не умел писать! Я повешу эту бумагу у себя над кроватью и каждый вечер буду думать: "Боже, он начал писать!"

 

Господа кадеты

Кадеты отчасти снобы. Это понятно. Представьте, что значит для мальчишек осознание того, что они носят военную форму, "как взрослые". И что они "господа кадеты" - именно так к ним обращаются преподаватели в Первом московском кадетском корпусе. С французского "кадет" переводится как "младший" или "несовершеннолетний".

Принимают в корпус разных ребят. Отличников, "круглых пятерочников" берут безусловно. В некоторых корпусах проводят письменное вступительное тестирование по русскому и математике. Сирот, "педагогически запущенных", социально незащищенных, конечно, берут, не глядя на оценки и знания. Педагоги говорят, что иные приходили к ним, не умея толком сказать, в каком городе живут и как зовут бабушку.

Ивану Кузнецову десять лет, он три месяца в кадетском корпусе: "Ребята здесь мне нравятся гораздо больше, чем в обычной школе. Там уровень чуть-чуть ниже. В корпусе же учатся такие же, как я, и мне приятно с ними общаться. Ведь они, как и я, выдержали сложные вступительные экзамены. Глядя на своих бывших одноклассников, я думаю, что они не поступили бы в корпус". Удивительно слышать от юноши, что его самый любимый предмет - этикет. Десятиклассник Дмитрий Викторов объясняет: "Я ведь выхожу с родителями в общество и не могу позволить себе выглядеть как последний ребенок, я должен выглядеть как взрослый".

Павел Вервицкий, ученик выпускного класса Первого московского кадетского корпуса: "Я учился во многих школах, но два года назад почувствовал, что у меня недостаточно знаний, чтобы поступать через три года в вуз. В школе после трех часов дня нас выгоняли домой, и учителям уже не было до нас никакого дела. Здесь же я и после основных уроков могу пойти на факультатив, который мне по душе, дополнительно заниматься с преподавателями, уделять много времени физической подготовке. Именно это мне и нравится в корпусе".

Катя Козина, ученица Третьего московского кадетского корпуса: "Я узнала про кадетский корпус от друга в школе, который собирался туда поступать. Посоветовалась с мамой, и она согласилась с тем, что мне тоже неплохо бы туда пойти, сказала, что нужно быть здоровой и сильной девочкой. Привыкать к новому образу жизни было очень сложно, иногда мне даже хотелось уйти".

Алина Родионова, ученица Третьего московского кадетского корпуса: "Нас часто наказывают за то, что мы бесимся, шумим. Вообще, мы часто ссоримся, бывают даже драки. Например, из-за того, что кто-то взял и переложил твои вещи. Но я очень люблю корпус, и мне нравится такая дисциплина".

Родители бывают недовольны: кому-то неприятно, что ребенок моет полы, посуду, а тем более туалеты, но педагоги считают, что это очень полезно. Вячеслав Ромайкин: "Ребенок должен привыкнуть убирать за собой, тогда, какие бы ни появились трудности, он будет чувствовать себя уверенно и спокойно". Кадеты сами накрывают на стол в столовой. За порядком в комнатах следит дневальный и, если что не так, может сделать замечание даже старшекласснику Поведение и быт ребят во многом зависят от их воспитателя-командира. Это заметно даже в комнатах: например, в Первом московском кадетском корпусе у восьмиклассников больше порядка, чем у девятиклассников. Завуч объяснила, что в 8-м классе командир более требовательный.

Уроки в кадетских корпусах ведут как "гражданские" учителя, так и профессиональные военные. В Третьем московском кадетском корпусе оценки вывешиваются в спальне (причем это идея самих ребят, а не их начальников), отличникам дают специальные значки. Десятиклассник Илларион Алюшин: "Мне хочется хорошо учиться, чтобы иметь значок отличника - это очень престижно. Он дает некоторые преимущества, например обратиться к начальнику без согласия командира отделения. Я думаю, такие вещи очень сильно стимулируют учебу, по крайней мере для меня и моих друзей это важно".

В подготовке материала принимали участие
Евгений Знатное, Юлия Попова