ПРЕССА о НАС

Так будет ли в Гродненской области кадетское училище?

http://kadet.by

Кто такие кадеты сегодня объяснять не нужно. Алопогонная ребятня все чаще появляется на экранах телевизоров и ее часто путают с суворовцами. И если для нашей страны кадетское движение - абсолютно новое явление, то в соседней России первые кадетские образовательные учреждения появились в середине 90-х годов прошлого века и сразу стали пользоваться повышенным спросом. В прошлом году во время поездки на ежегодный всероссийский фестиваль «День Бородина» автор этих строк встретилась с генеральным директором международного Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана Ольгой Барковец.

- Ольга Исхаковна, расскажите, пожалуйста, об истории создания фонда.
- Официально фонд был создан в декабре 1999 года. Вначале даже трудно было представить, что результатом нашей работы станет целая система кадетского образования в России. Ведь первоначально нам все говорили: «Да ну вас с вашей белогвардейщиной». Общество и государство тогда еще не было готово к восприятию идеи возрождения кадетских корпусов. А появились первые кадеты в России в начале 90-х годов, когда выпускники русских кадетских корпусов за рубежом впервые приехали на свою историческую родину. Они продолжали кадетские традиции в течение всех лет эмиграции. Алексей Йордан и его друзья, рассеянные по всему миру, сохранили свое братство, создали объединения российских кадет за рубежом, стали издавать журналы, проводить съезды. Их главной задачей являлось сохранение традиций императорских кадетских корпусов для их передачи следующим поколениям. Увидев в возрождающихся кадетских корпусах преемников своих традиций, они решили помогать им по мере сил и возможностей. Ведь не секрет, что любые идеи, чтобы быть воплощенными в жизнь, должны подкрепляться финансами.

- Почему именно Алексей Йордан проявил столь неподдельный интерес к кадетским корпусам России и стал инициатором благотворительной деятельности в отношении них?
- Этому есть свое объяснение. Род Йорданов германского происхождения и насчитывает около 400 лет. Прапрапрадед Бориса Йордана, основателя Фонда, Август Христиан Йордан в 1813 году переселился из Саксонии в Россию, приняв российское гражданство. Долгие годы он был бургомистром Ревеля (ныне г. Таллинн). Его сын Фридрих-Вильгельм дослужился в России до звания генерал-лейтенанта артиллерии, его внук Михаил был действительным статским советником. Воинской службе, как и дед, посвятил себя сын Михаила Йордана Борис, который окончил Пажеский корпус. Полковник Борис Йордан в марте 1920 года разделил участь многих русских офицеров, вынужденных покинуть Россию. Сын Бориса Михайловича Алексей родился в эмиграции. Он получил образование в Первом Русском Великого Князя Константина Константиновича кадетском корпусе в Югославии. Вот откуда истоки искренней любви Алексея Борисовича Йордана к России. Он до конца своих дней, каждый год приезжая в Россию, неизменно посещал по два-три корпуса в Москве и Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Ростовской области и других регионах. Старшие кадеты, покидая Россию в 1992 году, передали председателю Московского суворовско-нахимовского содружества А.А. Друкареву 10 000 долларов США на цели развития кадетского движения в России. Эти средства были израсходованы на создание и формирование первого кадетского корпуса в Москве. Через некоторое время начался бурный рост кадетских корпусов и делу отца стал помогать сын -Борис Алексеевич. С 1994 года он регулярно выделял деньги на развитие Московского, Новочеркасского, Новосибирского, Воронежского кадетских корпусов. А затем, решив упорядочить работу в этом направлении, принял решение о создании благотворительного Фонда. Первоочередной задачей которого было создание четкой системы и определение критериев, по которым Фонд будет оказывать поддержку кадетским корпусам. 7 декабря 1999 года в Российском Фонде Культуры был проведен круглый стол на тему «Российские кадетские корпуса: настоящее и будущее», на котором Борис Алексеевич объявил о создании благотворительного Фонда содействия кадетским корпусам. Эту дату мы и считаем днем основания Фонда. После кончины Алексея Борисовича Йордана в 2002 году Фонду было присвоено его имя.

- А каковы основные направления деятельности вашего фонда?
- Первое и главное направление - это возрождение духовных, религиозно-нравственных, культурных и военно-патриотических российских традиций в системе воспитания, просвещения и обучения подрастающего поколения; установление и поддержание тесного сотрудничества с государственными структурами, международными, российскими благотворительными и общественными организациями, чья деятельность соответствует целям Фонда. Во-вторых, всесторонняя поддержка кадетских корпусов, причем не только Российской Федерации ; оказание материально-финансовой и другой помощи КК; организация и финансовое обеспечение кадетских конкурсов; олимпиад, фестивалей; учреждение специальных премий и личных стипендий Президента Фонда; организация и финансовое обеспечение кадетских курсов повышения квалификации директоров и офицеров-воспитателей кадетских корпусов; оказание помощи в установлении сотрудничества и взаимодействия кадетских корпусов с воинскими частями, гражданскими и военными высшими учебными заведениями.

- Вашим фондом разработано много образовательных и воспитательных программ. Расскажите, пожалуйста, подробнее о них.
- Мы разработали и создали ряд программ, которые позволяют выстраивать целенаправленную систему воспитания в корпусах. Одна из них «Добро творим вместе». Не скрою: первоначально мы наблюдали некоторое иждивенческое отношение к фонду, которое заключалось в следующем - дайте деньги. Поэтому мы предложили кадетам для начала самим научиться делать добрые дела, а после стали давать гранты под благотворительные проекты. Огромное внимание Фонд уделяет развитию музеев кадетских корпусов, так как любое воспитание должно быть основано, в первую очередь, на традициях. Однако это весьма дорогостоящая программа, требующая немалых финансовых затрат: создание дизайн - проектов, закупка музейного оборудования, техническое оснащение. В этом году мы провели всероссийский конкурс на лучшую фотографию «Честь родного погона». Цель конкурса – показать лицо сегодняшней кадетской России и сформировать общественное мнение о деятельности КК. Проведение его позволило с помощью фотографий соприкоснуться с историей кадетского движения, современной жизнью суворовских, Нахимовского военных училищ и кадетских корпусов.1 200 работ были представлены на суд жюри, лучшие из которых вошли в изданный фотоальбом. В течение 10 лет мы также занимаемся компьютеризацией школ и корпусов, организовали конкурс на лучший сайт, и, как результат конкурса, - гранты на дальнейшее развитие. Кстати, наблюдая в течение всех этих лет за деятельностью кадетских корпусов, мы обратили внимание на то, что во многих учебных заведениях все же превалирует военная направленность. Но ведь кадет, прежде всего, – всесторонне гармонично развитая личность, поэтому мы решили усилить культурную составляющую в кадетском образовании. В 2010 году на Тамбовской земле провели фестиваль «Кадетская симфония». Сегодня уже идет борьба между корпусами за право проведения следующего фестиваля.

- В настоящее время в России действует примерно 150 кадетских корпусов, школ и школ-интернатов. А где и когда в постсоветское время был создан первый кадетский корпус?
- Первый в России кадетский корпус появился в 1993 году в Новочеркасске, а затем в Новосибирске и Москве. Долгое время они находились вне законодательного поля, и только в 1997 году вышло первое положение о кадетской школе-интернате. На тот момент оно узаконило существование подобных учебных заведений, но абсолютно не решило существующие тогда проблемы. Шаг за шагом кадетское образование отвоевывало свое право на возрождение. На протяжении 10 лет представители кадетского движения стучались во все двери, доказывая федеральному министерству необходимость существования корпусов, и только в этом году мы получили новое положение, в котором оговариваются основные организационные, методические, финансовые, кадровые вопросы.

- Каков принцип комплектования кадетских корпусов в России?
- Первоначально для создания кадетских корпусов государство выделяло школы-интернаты, детские дома. Требовалось немало усилий, чтобы сломленных жизнью детей поставить на ноги. Мы честно и добросовестно работали с ними, доводили их до выпускных классов, а затем постепенно обновляли состав воспитанников. У нас есть печальный опыт Красноярского края, где был создан кадетский корпус, в котором примерно 60 процентов воспитанников – детдомовцы. В результате корпус закрыли, потому что по своей сути он не может и не должен быть неким социальным учреждением, куда общество определяет трудных подростков или детей из неблагополучных семей. Этим проблемы беспризорности не решить, да и общество только проиграет. Конечно, социальная поддержка должна иметь место, однако нужно установить для нее четкие пределы. Трудные подростки, по исследованиям социологов и психологов, должны составлять не более 5-7 процентов от общего числа воспитанников. Сегодня мы твердо убеждены в том, что из детского дома нельзя сделать кадетский корпус. Да, детей можно одеть в военную форму, но это не значит, что они станут кадетами. Кадетское образование совершенно иное по своей концепции – это служение Отчизне, это подготовка граждан, которые будут создавать кадровый резерв для государства.

- Как удается решать кадровый вопрос?
- Мы все прекрасно понимаем, что главная фигура в корпусе – это воспитатель. Поэтому с первого года существования мы ежегодно выделяем премии президента Фонда лучшим педагогам. Также с 2003 года организовываются ежегодные всероссийские семинары, учебно-методические сборы для руководителей и воспитателей кадетских корпусов, где происходит обмен опытом, нарабатывается методическая база. К тому же два года назад министерство образования и академия по повышению квалификации в области образования приняли решение о создании курсов для педагогов кадетских корпусов, после окончания которых выдаются дипломы государственного образца.

- В чем, на ваш взгляд, основная цель кадетского образования?
- Главная цель кадетского образования вовсе не подготовить ребенка к службе в армии, как ошибочно считают многие, а выпустить из своих стен полноценных, государственно-мыслящих с лидерскими устремлениями граждан для служения Отчизне, дать ребенку определенное воспитание и систему ценностей. В кадетских корпусах расширенная общеобразовательная программа, серьезная спортивная подготовка также проводятся занятия по бальным танцам, хоровому пению, этикету. Система воспитания в них основана на традициях равных взаимоотношений старших и младших, привитии чувства ответственности за свои поступки, за товарищей, уважения и подчинения. С раннего возраста юноши привыкают к четкой организации своей деятельности. Можно смело утверждать, что это настоящая школа личностного роста.
На мой взгляд, в России нет ни одного образования, которое было бы столь востребовано обществом, как кадетское. Сегодня поступить в кадетский корпус настолько же сложно, как в элитное учебное заведение. Это говорит о том, что есть социальный заказ и социальный спрос. Когда наш фонд впервые собрал в прошлом году общероссийскую статистику, сами поразились - 96 процентов выпускников поступает в высшие учебные заведения, почти поровну в военные и гражданские. Убедительный аргумент в пользу кадетского образования.

- Ваше мнение о кадетском движении в нашей республике?
- Отрадно, что в последние годы развитию кадетского движения в Беларуси уделяется много внимания именно со стороны государства. Открытие кадетских училищ – наглядный пример тому. В вашей республике в городе Слониме уже более пятнадцати лет действуют кадетские классы. С их руководителем подполковником запаса Виктором Пензой нас связывает многолетняя дружба. Кстати, он по своей инициативе и за свои средства посещал многие наши семинары, участвовал в научно-практических конференциях. Слонимчане не стоят на месте, а постоянно идут вперед. Это еще раз свидетельствует о том, что кадетское движение держится, прежде всего, на увлеченных, целеустремленных, с активной жизненной позицией педагогах. Мне кажется у вас в республике немало таких людей, а значит будет и успех.

P.S. К слову, в сентябре прошлого года руководителю Слонимского кадетского корпуса подполковнику запаса Виктору Пензе был вручен знак международного Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана. Этой наградой Фонд отмечает вклад граждан Российской Федерации и других стран в дело возрождения и развития кадетских корпусов. Приятно, что нас знают и ценят в международной кадетской среде во многом благодаря деятельности Слонимского кадетского корпуса, который, к сожалению, до сих пор так и не имеет никакого правового статуса. Стучаться в закрытые двери, бороться с ветряными мельницами Виктор Николаевич уже привык. Да, в последние годы сложились объективные предпосылки для решения на государственном уровне вопроса о кадетском образовании в нашей республике. Глава государства в целях создания условий для подготовки граждан к службе в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям в январе прошлого года подписал указ № 54 «О кадетских училищах». В соответствии с этим указом на сегодняшний день открыто три кадетских училища: Минское городское № 1, Полоцкое кадетское училище и Минское областное кадетское училище в Слуцке. Действует также Могилёвская областная кадетская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобные учебные заведения, согласно вышеназванному указу, планируется открыть во всех регионах нашей республики. Но, к сожалению, в некоторых областях не торопятся с принятием решений.
Совсем недавно я перечитала материалы своих коллег о деятельности кадетских училищ в нашей республике: вручение знамени, посвящение в кадеты, принятие присяги. Но ведь в основе всего этого – опыт и наработки слонимчан. Ведь все это было у них уже более пятнадцати лет назад. Казалось бы, кому как не им стать кадетским училищем в Гродненской области? Удивительно, что при общей эйфории по отношению к кадетским училищам и публичного государственного признания, областные чиновники не замечают того, что в Слониме есть все готовое. Только приказ создайте и подпись поставьте. Во-первых, имеется «начинка»: семь кадетских классов общей численностью около сто пятидесяти человек. Во-вторых, педагоги-воспитатели, которые уже не первый год работают с кадетами. В-третьих, за пятнадцать лет здесь создана вся необходимая методологическая, образовательная и воспитательная основы. В-четвертых, на территории района действует санаторная школа-интернат, в здании которой со временем и может расположиться училище. (Уже не первый год ведутся разговоры о закрытии этого учебного заведения). В-пятых, в городе дислоцируется 11-я отдельная гвардейская механизированная бригада. На протяжении многих лет гвардейцы шефствуют над кадетами, оказывают им посильную помощь и готовы продолжать это сотрудничество. Но самое главное, есть подвижники, которые полностью отдают себя детям. Не боюсь повториться (об этом уже писала «БВГ»), но еще раз подчеркну: здесь подготовили 87 юношей — нынешних курсантов Военной академии Республики Беларусь и военных факультетов вузов республики, более 80 выпускников корпуса уже пополнили офицерский строй Вооруженных Сил. К слову, 3 из них ныне являются слушателями командно-штабного факультета ВА РБ. Не это ли показатель работы всего педагогического коллектива корпуса и весомый аргумент в пользу того, чтобы кадетское училище в Гродненской области было открыто именно в Слониме? Но видно кому-то не хочется взваливать на свои плечи всю эту нелегкую ношу. Чтобы цветы цвели и радовали окружающих необходим ежедневный уход, определенные финансовые затраты и время - в пустыне растут только колючки. Однако это очень хлопотно, проще жить тихо и спокойно, «абы не трогали». Но неужели трудно понять, что все эти затраты вернутся большой прибылью - здоровым поколением, которое завтра придет управлять страной, строить и защищать ее.

Елена Затирка