ПРЕССА о НАС

библиофил
ЖИТИЯ РУССКИХ СВЯТЫХ

"Росийские вести", 12 октября 2002 г.

  "Сегодня все мы без исключения нуждаемся не только в интеллектуальной пище, но более всего - в душевной и духовной. Исстари наши предки поучались и находили немалое утешение в чтении Житий христианских святых и подвижников. Вчитываясь в эти повествования, они находили образец для подражания - более того, небесных заступников, к которым обращались с молитвою о помощи и укреплении".

     Этими словами Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открывает книгу "Святые земли русской. Тысячелетие русской святости. Жития и жизнеописания", только что увидевшую свет в московском издательстве "Белый Берег" при поддержке Благотворительного фонда содействия кадетским корпусам России.

     Также издание открывает небольшая, но очень емкая статья академика Дмитрия Сергеевича Лихачева "Святая Русь". В предисловии к книге, которую он всемерно поддерживал, Дмитрий Сергеевич писал: "...Святая Русь - это прежде всего святыни русской земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси... Главное, что принадлежало "Святой Руси", - это ее святые, представленные житиями... Это не просто рассказы о жизни святых и их посмертных заботах о людях, о чудесах, покровительстве верующим. Это еще как бы их эмблемы, почитаемые творения -нечто вроде икон, но в словесном, а не красочном изложении".

     За текстом Дмитрия Сергеевича следует небольшое вступление человека, без которого эта семисотстраничная книга вряд ли увидела бы свет. Речь идет о президенте Благотворительного фонда содействия кадетским корпусам России Борисе Йордане. Он пишет, что "...в трудные времена, как никогда, молодому поколению необходимы нравственные ориентиры, примеры служения идеалам добра, гуманизма, верности, любви, патриотизма".

     Перед нами не просто богословское или, вернее, не строго богословское издание, а тщательный исторический труд, подготовленный Сергеем Бычковым. Итак, перед читателем - истории русских святых. От жены князя Игоря Ольги, убитых Святополком Бориса и Глеба и основателя Киево-Печерского монастыря Федосия Печерского до описания судьбы детей последнего русского императора и жизни митрополита Кирилла Казанского, ближайшего сподвижника Патриарха Тихона, расстрелянного в Чимкенте в 1937 году.

     Главное отличие этой книги от почти всех предшествующих изданий в том, что в ней даны не литературные переложения, как у митрополита Дмитрия Ростовского, а переводы подлинных житийных списков. Подобная попытка была предпринята и раньше, в 1903 году, Московской синодальной типографией. Над изданием житий работала целая богословская команда, но, как считают многие ученые, подлинного успеха достичь не удалось.

     Надо сказать, что идея собрать в один свод жизнеописание тех, кто давал подлинный пример верности идеалам добра и света, имеет многовековую историю. Агиография (именно так называют ученые изучение житий) занимала еще Нестора Летописца и Епифания Премудрого. Митрополит Макарий во времена Ивана Грозного с целым штатом грамотеев более двадцати лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник "Четьи Минеи". Наш замечательный историк Ключевский в своей книге "Жития Святых как исторический источник" пришел к самым пессимистическим выводам о том, что наследие древнерусской литературы дошло до нас крайне скупо, и большинство сохранившихся текстов представляют переписанные ранее известные произведения. И, говоря об этой книге, никак нельзя не упомянуть великого русского философа Георгия Петровича Федотова и его знаменитый труд "Святые Древней Руси", вышедший в Париже в 1931 году. Слова Федотова цитирует и патриарх в своем предисловии, еще раз напоминая, что "...участие святых в нашей повседневной жизни трудно переоценить. Именно поэтому так важно знать наших святых - они для нас не только образец - они живые и действенные помощники наши. Подвит наших предшественников, собиравших все драгоценные подробности жизни отечественных подвижников, должен быть продолжен".

     Беря в руки книгу, мы прикасаемся к истории жизни и к текстам проповедей Святителя Филиппа Московского, посмевшего бросить вызов самому Ивану Грозному и погибшему от рук Малюты Скуратова, и вновь и вновь возвращаемся к наследию величайшего из русских святых Сергия Радонежского, читаем о жизни другого величайшего русского святого - Серафима Саровского. Нелишне вспомнить, что после революции 1917 года его мощи были осквернены и исчезли и были обнаружены лишь в канун Рождества 1991 года. Мы возвращаемся к проповедям Иоанна Кронштадтского и вспоминаем о мученическом венце Патриарха Тихона, возглавившего Русскую Православную Церковь в; самые страшные годы ее историй. К такой книге, как "Святые земли русской", мы будем возвращаться постоянно.