ПРОГРАММЫ ФОНДА:
КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ»

Положение о конкурсе

 

О подведении итогов КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ 

и приказ генерального  директора Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана

о награждении победителей

 

Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана объявляет итоги конкурса на лучшую методику преподавания учебного курса «История кадетских корпусов России». Конкурс проводился в рамках Года учителя с 1 марта 2010 года по 1 февраля 2011 года.

 

Состав жюри:

 

Гурковский Владлен Анатольевич – директор программ ФСКК им. Алексея Йордана (руководитель проекта).

Демакова Ирина Дмитриевна – д.п.н., профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кулешов Сергей Григорьевич – выпускник Казанского СВУ, историк кадетских корпусов.

Сыченков Борис Петрович – выпускник 1-го Московского артиллерийского подготовительного училища, историк кадетских корпусов.

Председатель жюри – генеральный директор ФСКК им. Алексея Йордана О.И. Барковец

 

Цели конкурса:

 

- привлечение внимания руководителей кадетского образования, педагогов и воспитателей кадетских общеобразовательных учреждений к важности изучения истории кадетских корпусов России;

 

-  выявление наиболее эффективных учебно-методических материалов и перспективных методик преподавания истории кадетских корпусов России;

 

-  развитие исследовательской деятельности учителей;

 

-  обобщение и распространение методик и педагогического опыта проведения занятий по истории кадетских корпусов России.

 

В конкурсе приняли участие шесть педагогов: Алборова Марианна Борисовна, 1-й Московский кадетский корпус;  Коркунова Елена Юрьевна, Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В.Суворова; Юшкова Анна Николаевна, Уваровский кадетский корпус имени "Святого Георгия Победоносца", Тамбовская обл. г. Уварово; Прозаровская Любовь Александровна, Алексеева Елена Владимировна, Нижегородская кадетская школа № 4 им. Героя России И.В. Гурова; Емяшев Юрий  Николаевич, Кадетская школя имени Героя России гвардии майора С.Г. Таранца (г. Славянск-на-Кубани); Чайкина Ирина Викторовна, кадетский класс средней образовательной школы № 2  г. Тавда, Свердловская область

 

На конкурс были представлены:

- программа изучения предмета,

- методические разработки,

- план-конспекты с комплектом методического сопровождения урока (схемы, таблицы, плакаты, фотографии, слайды, художественные иллюстрации, компьютерные материалы, видеофильмы и т.д.).

 

  

Итоги конкурса на лучшую методику преподавания истории кадетских корпусов, проведенного в 2010 году

 

Все участники конкурса являются энтузиастами кадетского образования, квалифицированными преподавателями, проявляющими глубокий интерес и способности к поиску оригинальных методик преподавания истории кадетских корпусов.

 

1 место

Алборова М.Б., 1-й Московский кадетский корпус

Материалы, представленные Марианной Борисовной Алборовой (), производят сильное впечатление, прежде всего, своею целостностью и завершенностью. Автором подготовлено учебно-методическое пособие «История формирования и развития кадетских корпусов в России» (М., 2010), в котором серьезное внимание уделено истории кадетских корпусов, в том числе московских, показана система образования и воспитания в этих учебных заведениях и ее результаты. Автор справедливо считает и доказывает, что главный результат деятельности кадетских корпусов – это выпускники. При чем речь идет не только о воспитании выдающихся военных (Кутузов, Ушаков, Нахимов, Брусилов), но также деятелей культуры и искусства: писателей, ученых, композиторов, художников и т.д. Автором тщательно разработан курс преподавания истории кадетского корпуса в 5-11 классах, сделана разбивка по урокам с описанием преподносимого материала. В качестве примера приведем тематику нескольких уроков. Тема: «Формирование системы военного образования в России» включает вопросы: история создания системы военного образования в России; первые военно-учебные заведения; основные дисциплины, преподаваемые в военных школах. Тема: «История создания кадетских корпусов в России», включает вопросы: кадетские корпуса – военно-учебные заведения (цели и задачи); история создания кадетских корпусов; первые кадетские корпуса в России. Все представленные материалы отличает хороший литературный стиль и язык, презентации имеют иллюстративный материал высокого качества.

 

2 место

2.1. Юшкова А.Н. , Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца

Материалы, представленные Анной Николаевной Юшковой (преподавателя истории Уваровского кадетского корпуса имени Святого Георгия Победоносца, г. Уварово, Тамбовской области), включают рабочую программу "История кадетских корпусов" для воспитанников 9-11 классов, рассчитанную на 108 часов, которые автор предлагает вести 3 года.

Ведущей идеей программы является ознакомление кадет с историей и культурой кадетского образования, в том числе с православной культурой и православной нравственностью. Курс предусматривает ознакомление ребят с символикой, знаками, знамёнами кадетских корпусов России, а также с выдающимися выпускниками кадетских корпусов, которые своим примером способны оказывать большое влияние на сегодняшних кадет в духе воспитания патриотизма. Важная задача курса - ознакомление кадет с «военным компонентом», который включает в себя краткую историю военных учебных заведений в России, а также актуализацию знаний воспитанников по истории Отечества.

Формирование целостных представлений об историческом прошлом России и кадетских корпусов осуществляется в результате активной познавательной деятельности, благодаря личностному осмыслению каждого из ребят исторических фактов и явлений. Для этого в курсе предусмотрены практические занятия.

Заслуживает положительной оценки включение в программу регионального компонента, в частности изучения истории кадетских корпусов Тамбовщины,а также истории возникновения и развития Уваровского имени Святого Георгия Победоносца кадетского корпуса.

Основной целью курса автор считает воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие моральных и этических чувств, мировоззренческих убеждений, на основе исторически сложившихся культурных, нравственных традиций, социальных установок кадетского образования.

Удачно спланировано преподавания курса: первый год обучения - «История возникновения и становления кадетских корпусов в России», XVII – начало XX века. – 34 часа. Второй год обучения - «Управление и образовательный процесс в кадетских корпусах», «История кадетских корпусов за рубежом», первая половина XX века. – 36 часов. Третий год обучения - «Возрождение кадетских корпусов на территории России», середина XX – начало XXI века. – 34 часа.

Не менее важно предлагаемое автором тематическое планирование по курсу «История кадетских корпусов».

К рабочей программе прилагается конспект занятия по теме: «Петр I: создание первых военных учебных заведений». В конспекте четко обозначены цели занятия ( актуализация опорных знаний воспитанников об истории России, о времени правления Петра I, о проводимых им реформах); подведение воспитанников к пониманию необходимости создания военных учебных заведений в России; обеспечение усвоения учащимися знаний о «Артиллерийской и Навигацкой школах», созданных в 1701-1712 гг.; формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать своё мнение, самостоятельно делать выводы. Учащимся предлагается обсуждение материалов, которые они получают на уроке, а также список литературы по теме занятия и материалы, которые они могут найти в Интернете.

 

2. 2

Коркунова Е.Ю., Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В.Суворова

Материалы, представленные Еленой Юрьевной Коркуновой – педагогом дополнительного образования Пермского кадетского корпуса имени генералиссимуса А.В.Суворова, представляют собой серьезную работу: перед нами авторская программа «История кадетского движения», включающая курс преподавания истории кадетских корпусов в 1-11 классах с разбивкой по часам и темам, а также мультимедийные презентации.

О качестве представленного материала можно судить по представленным образцам. Так, например, весьма удачно выстроен урок на тему: «Честь и достоинство. Кодекс чести кадета», целью которого, по мнению автора, является развитие у кадет ответственности за свои поступки, стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию. Для решения этой важной и сложной воспитательной задачи автор использует высокие образцы литературных произведений, организует занятия так, чтобы ребята в процессе занятий получали навыки работы в группе, учились договориться, общаться, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Достойно похвалы широкое использование на уроке высших образцов отечественной поэзии, в частности стихов Б.Окуджавы. Внимание автора к эмоциональной стороне обучения истории кадетства является отличительной стороной этой работы, придает ей яркость. Методы работы во время урока с текстами, словарями (Ожегов, Даль), просмотр презентационных материалов позволяют автору качественно решать поставленные задачи. Конкурсные материалы производят положительное впечатление и достойны распространения.

 

3 место

3. 1. Прозаровская Л.А. и Алексеева Е.В., Нижегородская  кадетская школа № 4 им. Героя России И.В. Гурова

Материалы, представленные учителем физики Любовью Александровной Прозаровской и учителем биологии Еленой Владимировной Алексеевой – педагогами Нижегородской кадетской школы № 4 им. Героя России И.В. Гурова, включают программу факультативного курса "История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского края).

Отмечается, что этот курс входит в блок цикла специальных дисциплин подготовки воспитанников кадетской школы десантного профиля. Он рассчитан на 35 часов учебного времени в X или XI классах. Курс представлен системой лекционных, семинарских и практических занятий.

Авторы подчеркивают, что факультативный курс способствует дальнейшему развитию личности старшеклассника, в том числе будущего военного специалиста. По мнению авторов, данный курс может быть рекомендован как для профильных военных (кадетских, суворовских, оборонно-технических) классов, так и для общеобразовательных школ, реализующих программу военно-патриотического воспитания. Курс строится с учетом подготовки воспитанников кадетского корпуса по истории России, всеобщей истории, обществознанию, ОБЖ, краеведению и другим учебным предметам.

При оценке деятельности учащихся в процессе изучения факультативного курса учитывается уровень их активности, качества подготовленных докладов, выступлений, представленных способов решения конкурсных заданий, презентаций, веб-сайтов. Как положительный факт следует оценить то, что этим видам работы учащиеся овладевают также, участвуя в деятельности Научного общества (НОУ), где они приобретают опыт участия в проектах, подготовки докладов, рефератов и т.д.

Основное содержание программы курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» отражено в тщательно разработанном тематическом плане.

 

3.2. Емяшев Ю.Н. , кадетско-казачьи классы МОУ СОШ № 16 имени Героя России гвардии майора С.Г. Таранца г. Славянск-на-Кубани

Материалы, представленные Юрием Николаевичем Емяшевым, педагогом - организатором кадетско-казачьих классов МОУ СОШ № 16 имени Героя России гвардии майора С.Г. Таранца «Казачье образовательное учреждение» (г. Славянск-на-Кубани) включают два конспекта для проведения занятий по темам: «Становление и развитие кадетских корпусов России» и «Форма одежды в кадетских корпусах Российской империи».

Материал написан живо и читается с интересом. Так, например, занятие по теме: «Форма одежды в кадетских корпусах Российской империи» сопровождается яркими слайдами. Перед ребятами проходят все виды форм одежды, существовавшие в кадетских корпусах России с 1732 по 1917 год. Цель занятий автор видит в изучении историю формы одежды кадет в различные периоды государства российского и одновременное углубление их знаний по истории России. Основные формы, используемые автором на этом занятии, рассказ, показ, беседа. Так же ярко и интересно выглядят слайды по теме второго занятия.

 

3.3. Чайкина И.В., кадетский класс средней образовательной школы № 2  г. Тавда, Свердловской области

Чайкина Ирина Викторовна учитель истории и обществознания кадетского класса средней образовательной школы № 2  г. Тавда, Свердловской области представила на конкурс программу факультативного курса "Из истории кадетства в России" для 5 класса  (34 часа).

Программа включает разделы: «Из истории кадетских корпусов», «Форма одежды кадет», «Символика кадетских корпусов», «Присяга и заветы кадет», «Отечественная война 1812 года», «Достославные кадеты», «Кадеты в современных условиях».

Цель курса, по мнению автора, сформировать у воспитанников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества через информацию об истории кадетского движения в России. Эта цель реализуется в процессе решения конкретных задач развития у кадет умения объективно оценивать реальную действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими нравственными установками в различных жизненных ситуациях; обеспечения функциональной грамотности воспитанников, подготовка их к успешному движению по жизни, умению вступать в коммуникативные связи; воспитания чувства собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к достижению поставленных целей и непрерывному самосовершенствованию, развитию кругозора. Содержание курса включает разделы: из истории кадетских корпусов; присяга и заветы кадет; форма одежды кадет; символика кадетских корпусов; пажеский корпус; Отечественная война 1812 года; «Веру – царю, жизнь – Отечеству, честь – никому»; воспитанники «рыцарской академии»; сиятельные пажи; Честь имею.

Автор убедительно доказывает, что данный курс способствует установлению межпредметных связей: история, граждановедение, обществознание, информационные технологии. Информация, полученная в процессе изучения истории кадетства в России, может быть использована ребятами в их будущей профессиональной деятельности. Текст написан хорошим языком.

 

По подведенным членами жюри итогам Конкурса, приказываю:

 I.  1. Алборову Марианну Борисовну, занявшую 1-е место в конкурсе, наградить дипломом, денежной премией, Наградным знаком Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана.

     2. Коркунову Елену Юрьевну, Юшкову Анну Николаевну, занявших 2-е место в конкурсе,  наградить дипломом Фонда и денежной премией.

     3. Прозаровскую Любовь Александровну, Алексееву Елену Владимировну,  Емяшева Юрия  Николаевича, Чайкину Ирину Викторовну, занявших 3-е место в конкурсе,  наградить дипломом Фонда и денежной премией.

 

II. Разместить материалы, представленные на конкурс, на сайте Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана.

 

Генеральный директор Фонда, председатель жюри                                                                  Барковец О.И.

ПРОГРАММЫ ФОНДА

Премия Президента Фонда

Сборы директоров кадетских корпусов

Добро творим вместе

Музеи кадетских корпусов

Кадетский сбор в Сербии

Конкурс на лучший сайт КК

Всероссийский кадетский фотоконкурс

Конкурс на лучшую методику преподавания учебного курса «История кадетских корпусов России»

Всероссийский фестиваль кадетских корпусов «КАДЕТСКАЯ СИМФОНИЯ»