ПРОГРАММЫ ФОНДА: Музеи кадетских корпусов

Обращение президента Фонда Б.А. Йордана

       Мы с вами живем в интересное время. Время, которое можно без преувеличения назвать ИСТОРИЧЕСКИМ для летописи кадетских корпусов в России.

       Мой отец и его друзья, выпускники кадетских корпусов русского зарубежья, долгие годы мечтали, чтобы в России возродились кадетские корпуса, основанные на лучших традициях воспитания молодого поколения, Русской армии. Они бережно сохраняли и передавали следующему поколению русские традиции, культуру и веру. И они смогли вместе с вами воплотить свою мечту в жизнь. Прошло всего 14 лет с момента основания первого в новой России кадетского корпуса, а сейчас их уже более 100 по всей стране.

       Так творится история, изо дня в день, из года в год. Давайте ее бережно сохранять, чтобы и вы могли воспитывать кадет и передавать следующему поколению историю и лучшие традиции вашего кадетского корпуса, рассказывать о ваших успехах и добрых делах.

       Отрадно, что в настоящее время в российских кадетских корпусах создаются свои музеи. Мы проделали большую работу и искренне рады вам помочь в создании экспозиций и в предоставлении материалов.


Уважаемые директора, офицеры-воспитатели и преподаватели кадетских корпусов!

       В настоящее время многие кадетские корпуса создают свои музеи и собирают экспонаты по истории кадетского движения. По многочисленным просьбам директоров кадетских корпусов Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана провел работу по созданию типового Тематико-экспозиционного плана (ТЭП) музея кадетского корпуса, основанного на истории кадетских корпусов, их традициях и связи поколений.

       История кадетских корпусов России насчитывает уже три столетия, начиная с создания царем Петром I в 1701 г. в г. Москве Школы математических и навигацких наук, ставшей прообразом Морского кадетского корпуса.

       С момента учреждения Петром I Школы математических и навигацких наук и до закрытия осенью 1922 г. последнего кадетского корпуса в России в разные годы, в общей сложности, существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России, начиная с 1920 г., в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов. Кадетские корпуса окончили тысячи выпускников, прославивших Россию, как на полях сражений, так и на научном, культурном и гражданском поприщах.

       Кадетские корпуса, появившиеся в современной России в конце прошлого столетия, стремятся наследовать лучшие традиции кадетских корпусов Российской империи и русского зарубежья, продолжить связь поколений, прерванную в 20-х годах ХХ в. Изучение истории кадетских корпусов, заложенных ими традиций поможет сегодняшним кадетам уяснить истоки любви к Отечеству, преданности идеалам и служебному долгу, которые российские кадеты несли через всю свою жизнь.

       Предлагаемый в рамках ТЭП иллюстративный, фактографический и текстовой материал в простой и доступной форме рассказывает об истории кадетских корпусов, основных этапах их создания и развития.

       Знакомство с историей кадетских корпусов начинается с эпохи Петра I. Предлагаемые для экспозиции копии портретов императоров и императриц России, муляжи подлинных документов времен Анны Иоанновны, Екатерины II, Николая I и других императоров, краткое изложение истории создания кадетских корпусов, дадут возможность нагляднее представить этапы становления и развития в России уникальных учебных заведений, каковыми являлись кадетские корпуса.

       Свыше 40 лет, с 1920 по 1964 гг. русские кадетские корпуса функционировали за пределами России. Они унаследовали славные традиции, созданные императорскими кадетскими корпусами. Материалы этого раздела, впервые представленные для столь широкого обозрения, помогут ознакомиться с жизнью этих кадетских корпусов, с тем, как они создавались, кто их возглавлял.

       Появление первых кадетских корпусов в современной России связано, как с инициативой ряда государственных и общественных деятелей, ветеранов суворовцев и нахимовцев, так и с установлением контактов с зарубежными кадетами. Материалы экспозиции рассказывают о том, как развивались эти связи, кто являлся их инициатором.

       В рамках V раздела ТЭП кадетским корпусам предоставляется большое поле деятельности для рассказа об истории своего кадетского корпуса, этапах его становления и периодах развития, о тех, кто помогал в создании корпуса, его людях и воспитанниках.

       Настоящий ТЭП является лишь возможным вариантом размещения экспозиции в музее конкретного кадетского корпуса. В рамках этого плана существуют безграничные возможности для проявления творчества и инициативы.

       Концепция ТЭП разработана генеральным директором ФСКК О.И.Барковец. Подборка материалов в соответствии с ТЭП, изготовление муляжей, подготовка текстовой информации, копирование и размножение материалов осуществлены референтом ФСКК В.А. Гурковским.

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН МУЗЕЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Авторские права и условия предоставления типового Тематико-экспозиционного плана Музея кадетского корпуса

Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)


Благодарность за помощь в подборе материалов.

       Подготовка настоящего ТЭПа была бы невозможна без той огромной помощи, которую оказали ФСКК им.А.Йордана:

  • заведующий выставочным отделом Государственного архива Российской Федерации А.А.Литвин;
  • директор Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) И.О.Гаркуша;
  • заведующий отделом РГВИА В.М.Шабанов;
  • заведующая библиотекой и архивом Российского Фонда Культуры О.К.Землякова;
  • вдова А.Б.Йордана М.А.Йордан;
  • вдова выпускника Казанского СВУ Е.П.Исакова А.А.Исакова;
  • ветеран-суворовец, выпускник Кавказского СВУ Г.И Березин.

       Фонд выражает всем искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

ПРОГРАММЫ ФОНДА

Премия Президента Фонда

Сборы директоров кадетских корпусов

Добро творим вместе

Музеи кадетских корпусов

Кадетский сбор в Сербии

Конкурс на лучший сайт КК

Всероссийский кадетский фотоконкурс

Конкурс на лучшую методику преподавания учебного курса «История кадетских корпусов России»

Всероссийский фестиваль кадетских корпусов «КАДЕТСКАЯ СИМФОНИЯ»