Сборы директоров кадетских корпусов

2005 год

Сбор директоров кадетских корпусов 2005.

     С 18 по 23 апреля 2005 г. в г. Санкт-Петербурге прошел Всероссийский учебно-методический сбор директоров общеобразовательных кадетских учреждений (кадетских корпусов) Российской Федерации на базе Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса (КРАК).

     В работе учебно-методического сбора приняли участие представители Научно-исследовательской лаборатории развития кадетского образования в России, Управления образованием Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, директора кадетских школ, кадетских школ-интернатов из 13 регионов Российской Федерации: Красноярского и Краснодарского краев, Ростовской и Ярославской областей, городов Воткинска, Калининграда, Нижнего Новгорода, Старого Оскола, Перми, Тамбова, Туапсе, а также Киева (Украина), представители Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана.

     Начальник Санкт-Петербургского Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса полковник Е.М.Ермолов, его заместители подполковник В.П.Лабунов, полковники С.П.Летов и В.В. Штарев, преподавательский состав корпуса, сами кадеты сделали все для того, чтобы сбор прошел на высоком организационном и методическом уровне. Выше всяких похвал были организованы встреча и размещение участников сбора, их досуг. Питание гостей, культуру их обслуживания дежурными кадетами следует отметить особо и выразить самую сердечную благодарность за это заместителю начальника кадетского корпуса по МТО полковнику Н.И.Епишкову.

     До мелочей была продумана и разработана содержательная программа сборов, организовано техническое сопровождение всех докладов и сообщений видео-фильмами и слайдами. Для каждого участника сборов была подготовлена рабочая папка с подробной программой и расписанием учебно-методического сбора, порядком представления докладов и проведения круглых столов и семинаров, культурных мероприятий.

     Участники Всероссийского учебно-методического сбора получили возможность познакомиться с жизнью и деятельностью Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, осмотреть учебные классы и спальни кадет, побывать в тире, спортивных залах, посетить музей корпуса. Все лучшее, чем располагает кадетский корпус, было представлено в распоряжение участников сбора.

     Учебно-методический сбор вступительным словом открыл начальник Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса полковник Е.М.Ермолов. Он рассказал о целях и задачах, которые ставили перед собой командный и преподавательский состав КРАК при подготовке к сбору, о предлагаемом порядке его проведения, представил своих заместителей, преподавателей, которым предстояло выступить с основными докладами.

     Генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана О.И.Барковец приветствовала собравшихся от имени президента ФСКК Б.А.Йордана, зачитала обращения к участникам сбора Бориса Йордана и Объединения кадет корпуса Императора Николая II, подписанное председателем Объединения А.Д.Шмеманом.

     В этом обращении, в частности, сказано: «Примите наши искренние пожелания успешной и плодотворной работы во благо столь важного дела, которое вы осуществляете во имя нашей России. Будущее страны – в ваших руках! Ваши знания, профессионализм, любовь к детям, глубокое понимание основ воспитания молодого поколения в духе уважения и любви к России, служения ей на государственном и военном поприще – вот главная составляющая вашего успеха.

     Символично, что сбор проходит в одном их старейших корпусов России. Через два года ему исполнится 200 лет. Уверены, что то кадетское братство и те лучшие традиции, которые столетиями взрастали в этих стенах, выпускники Кадетского Ракетно-артиллерийского корпуса пронесут через всю свою жизнь. Как это сделали мы, выпускники русских кадетских корпусов за границей».

     Как отметила О.И.Барковец, организация и проведение курсов повышения квалификации директоров и офицеров-воспитателей кадетских корпусов является приоритетной задачей фонда. Данный сбор как раз и направлен на обсуждение и выработку наиболее эффективных подходов и методик в вопросах патриотического, духовно-нравственного и культурного воспитания кадет и суворовцев в современных условиях.

     В заключительный день учебно-методического сбора в его работе приняла участие вдова А.Б.Йордана Мария Александровна Йордан и ее дочь Екатерина Шидловская.

     Первое рабочее заседание открылось круглым столом «Кадетское движение в России». В основном докладе по этой теме, представленном преподавателем истории КРАК А.Д.Ильницким, были глубоко и всесторонне освещены этапы становления и развития кадетских корпусов Российской империи, показана их роль в подготовке квалифицированных кадров для армии, флота и гражданских учреждений России, приведены многочисленные примеры служения выпускников кадетских корпусов на различных ответственных государственных постах.

     Заместитель заведующего научно-методической лабораторией по развитию кадетского движения Министерства образования и науки Российской федерации Е.И.Казакова отметила значение кадетских образовательных учреждений для образования и воспитания подрастающего поколения, подчеркнула, что система кадетского образования максимально отвечает российскому укладу жизни, потребностям общества и государства. В кадетских корпусах сформировалась своеобразная духовная атмосфера внутренней жизни, воспитывается чувство товарищества и братства, долга и чести, благородства и верности своему Отечеству.

     Проведению круглого стола по теме «Военно-патриотическое воспитание кадет в России» предшествовал доклад заместителя начальника кадетского корпуса по воспитательной работе полковника С.П.Летова. В нем исключительно аргументировано были изложены основные принципы работы офицеров-воспитателей и преподавателей кадетских корпусов России по привитию кадетам любви к Родине, стремления и желания служить ей на любом посту после завершения учебы в корпусе. С.П.Летов рассказал, как строится работа по патриотическому воспитанию в КРАК, осветил проблемы, с которыми сталкивается воспитательный состав корпуса и пути их преодоления.

     Большой интерес у участников сбора вызвал круглый стол по теме «Кадеты России – наследники великой русской культуры». Докладчики старший преподаватель ПМК культуры А.М.Явдошенко, преподаватель А.В.Куприенко ознакомили слушателей с отношением кадет Российской империи к великой русской культуре, показали вклад выпускников кадетских корпусов в развитие культурного наследия нашей страны, роль и значение изучения русской культуры в деле культурного и нравственного воспитания будущих граждан России.

     В докладах и выступлениях участников сбора были приведены фамилии выпускников кадетских корпусов, внесших неоценимый вклад в сокровищницу русской и мировой культуры. Это, в частности, писатель и драматург А.П.Сумароков, художники А.П.Боголюбов, В.В.Верещагин, П.А.Федотов, А.Е.Коцебу, Н.Н.Каразин, композиторы А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, изобретатели А.Ф.Можайский, С.И.Мосин, ученые И.М.Сеченов, Н.С.Курнаков и многие другие.

     Участники сбора с большим интересом прослушали открытые уроки по темам «Ленинград. Блокада. Подвиг», «История развития Отечественной артиллерии, ее боевое применение», посмотрели историко-музыкальную композицию «Балы России» с участием представителей педагогической гимназии им. Некрасова, военного оркестра и кадет корпуса.

     С живым интересом участники сбора приняли участие в открытом уроке по литературе «Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет – разные поэтические голоса одной эпохи. Литературный салон». Урок, посвященный трем великим поэтам России, прошел в форме необычной дискуссии кадет, условно разбитых на три группы, каждая из которых отстаивала по очереди значение для российской культуры того или иного поэта. Заключительные слова преподавателя русского языка и литературы Л.В.Ермоловой были встречены горячими аплодисментами.

     Деловая часть сборов завершилась методической конференцией: «Современные технологии как средство повышения результативности процесса обучения». На участников сбора приятное впечатление произвели глубокая эрудиция и культура речи всех лиц, выступавших с докладами.

     Директора кадетских корпусов, участвовавшие в сборе, во время работы круглых столов и методических семинаров, в неформальной обстановке делились опытом работы своих учебных заведений. С содержательными сообщениями выступили М.Б.Валиев (Пермский имени генералиссимуса А.В.Суворова кадетский корпус), С.Б.Простакишин (Лесосибирский казачий кадетский корпус), Н.Е.Хворов (Тамбовский кадетский корпус им. Л.С.Демина), В.Н.Соломин (Калининградский Великого князя Александра Невского кадетский корпус), В.Н.Кичигин (Первый Киевский кадетский корпус им. Равноапостольного князя Владимира).

     Участники Всероссийского учебно-методического сбора единодушно отметили, что в кадетских корпусах решаются задачи по повышению качества и обновлению содержания общего образования, по введению в процесс обучения современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, созданию условий, способствующих сохранению здоровья кадет. Педагогические коллективы кадетских корпусов, кадетских школ осуществляют целенаправленную деятельность по созданию условий для всестороннего развития личности ребенка, его социальной и профессиональной адаптации, развитию творческих способностей, готовности служению Отечеству на гражданском и военном поприщах.

     Все основные доклады сопровождались использованием мультимедийных материалов, разработанных в формате Microsoft Power Point и сохраненных на оптических носителях информации (CD-R, CD-RW, DVD). В конце сборов каждый из их участников получил компакт-диски с материалами, представленными докладчиками.

     В рамках культурной программы участники сбора посетили музей Морского корпуса, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Екатерининский дворец в г. Пушкино, совершили военно-историческую экскурсию по теме «Санкт-Петербург – кадетская столица».

     Завершение сборов совпало с корпусным праздником Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса. Участники сбора приняли участие в торжественном построении корпуса, присутствовали на церемонии установки креста на его домовой церкви. Праздник завершился большим праздничным концертом, подготовленным целиком силами воспитанников корпуса. Литературно-музыкальная композиция, показанная участниками концерта, представшими перед зрителями в исторических формах учебных заведений, предшествовавших КРАК, была посвящена этапам становления и развития этих военно-учебных заведений. Исполненные кадетами номера были встречены горячими аплодисментами зрителей.

     Учебно-методический сбор прошел под лозунгом улучшения и усиления работы воспитателей и преподавателей кадетских корпусов над общеобразовательной подготовкой, культурой и нравственностью кадет России. Участники сбора выразили искреннюю благодарность начальнику кадетского корпуса Евгению Михайловичу Ермолову, его заместителям, всем, кто принял участие в организации и проведении сбора, за четкое и безупречное его проведение.


     Из отчета о проведении сборов заместителя заведующего научно-исследовательской лаборатории развития кадетского образования в России Министерства образования и науки РФ Е.И.Казаковой:

     Участниками Всероссийского учебно-методического сбора были отмечены проблемы:

  • отсутствие должной законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей не только создание и становление, но и стабильность в работе и развитии кадетских общеобразовательных учреждений России;
  • несовершенство методического и программного обеспечения кадетского образования;
  • межведомственная разобщенность в работе кадетских общеобразовательных учреждений России (незавершенность решения имущественных вопросов на региональном и федеральном уровнях, а также несоответствие материально-технической базы кадетских школ, кадетских школ-интернатов для реализации своего предназначения и достижения поставленных целей кадетского образования);
  • отсутствие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. В целом по России не решается вопрос с кадрами воспитателей (офицеров-воспитателей) для общеобразовательных кадетских учреждений России.

     На основании вышеизложенного Всероссийский учебно-методический сбор директоров общеобразовательных кадетских учреждений («кадетских корпусов») Российской Федерации РЕКОМЕНДУЕТ:

     Министерству образования и науки Российской Федерации:

     - обратить внимание на необходимость правового, научно-методического, информационного, материально-технического, кадрового обеспечения общеобразовательных кадетских учреждений (кадетских школ, кадетских школ-интернатов) по различным направлениям совершенствования образовательного процесса;

     - поручить педагогическим вузам, институтам ПК и ПРО:

     а) разработать образовательные программы дисциплин специализаций по специальностям высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированных на подготовку для работы в общеобразовательных кадетских учреждениях (кадетских школах, кадетских школах-интернатах);

     б) разработать государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников военных вузов для присвоения дополнительной квалификации «воспитатель» кадетской школы, кадетской школы-интерната.

     Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

     - исходя из потребности региона и социального заказа общества осуществить формирование региональной образовательной политики и региональных программ развития кадетского образования и их финансово-экономическое обеспечение;

     - обеспечить совершенствование системы кадетского образования, органически сочетающей в себе регионализацию и интеграцию образовательных программ, повышение уровня самостоятельности общеобразовательных кадетских учреждений (кадетских школ, кадетских школ-интернатов) комплексности в развитии регионального образовательного пространства.

     Фонду содействия кадетским корпусам имени А.Йордана:

     - продолжить ежегодное проведение учебно-методических сборов для директоров общеобразовательных кадетских учреждений (кадетских школ, кадетских школ-интернатов) России на базе кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации.

     Участники Всероссийского учебно-методического сбора отметили высокий организационный и научно-методический уровень подготовки и проведения сбора Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса; выразили глубокую признательность организаторам сбора: Фонду содействия кадетским корпусам имени А.Йордана, руководству Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.

ПРОГРАММЫ ФОНДА

Премия Президента Фонда

Сборы директоров кадетских корпусов

Добро творим вместе

Музеи кадетских корпусов

Кадетский сбор в Сербии

Конкурс на лучший сайт КК

Всероссийский кадетский фотоконкурс

Конкурс на лучшую методику преподавания учебного курса «История кадетских корпусов России»

Всероссийский фестиваль кадетских корпусов «КАДЕТСКАЯ СИМФОНИЯ»