ПРОГРАММЫ ФОНДА: Добро творим вместе

Предварительные итоги

Цель конкурса:- воспитание у кадет нравственных основ христианского милосердия и благотворительности, а также создание необходимых условий для проявления инициативы и самореализации воспитанников кадетских корпусов в благотворительных программах, проектах, акциях.

На данный момент в конкурсе приняли участие 11 кадетских общеобразовательных учреждений:
- Нижегородская КШИ им. генерала армии В.Ф. Маргелова;
- Старооскольская КШ «Виктория»;
- КШИ «Морозовский кадетский корпус»;
- «Лесосибирский кадетский корпус имени А.Б. Йордана»;
- Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус;
- «Кадетская гимназия» НОШ № 35, г. Славянск-на-Кубани;
- КШИ «Ачинский кадетский корпус»;
- КШИ «Кадетский корпус им. Д.М. Пожарского», г. Радужный Владимирской области;
- КШ «Московский кадетский музыкальный корпус»»;
- МОУ СОШ № 45 «Кадетская школа», г. Челябинск;
- КШИ «Туапсинский морской кадетский корпус».

Вот что, по нашему мнению, получилось у уважаемых участников.

1. Нижегородский кадетский корпус. Цели конкурса, поставленные Фондом, достигнуты частично. Воспитанники совместно с педагогами и офицерами-воспитателями разработали и проводят благотворительные программы «Помоги ветеранам», «Мы нужны друг другу», «Доброе сердце». Но никак не отражены в отчетных документах рекомендованные фондом порядок организации и проведения конкурса. Не проведены уроки, рассказывающие о лучших традициях благотворительности, милосердия и меценатства в России. Нет информации о проведении конкурсов среди кадет на лучшее предложение по организации благотворительной помощи, милосердию, шефской помощи и т.д. Совершенно очевидно, что благотворительные программы сформулированы под периодически проводимые кадетами акции помощи ветеранам и воспитанникам детского дома. Причем каждая благотворительная программа рассчитана на одну из рот. Поэтому получается, что кадеты 3-й роты помогают только ветерану И.А. Климычеву, кадеты 2-й роты – детскому дому, а кадеты 1-й роты – благоустраивают территорию корпуса, проводят концерты для ветеранов, поздравляют их с праздником, приглашают на праздничные мероприятия, собирают лекарственные растения. А где же условия для проявления инициативы и самореализации кадет в добрых делах? Налицо формальный подход руководства и педагогического коллектива корпуса к данному проекту.

2. Старооскольский кадетский корпус «Виктория». В корпусе вопросам милосердия, заботы и доброты к тем, кто нуждается в помощи и защите, уделяется особое внимание. Поэтому старооскольцы одними из первых заявили об участии в конкурсе. Здесь были проведены уроки о лучших традициях милосердия в России и диагностический опрос, направленный на выяснение отношения каждого кадета к другим людям, актам милосердия и благотворительности. По результатам анализа диагностического опроса, предложений кадет, при участии педагогов и родителей была разработана программа «И зла не будет на Земле». Цель программы: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей через деятельное отношение к окружающему миру и людям, направленное на формирование активной жизненной позиции. Работа велась по нескольким направлениям: проведение семейных праздников, помощь ветеранам, инвалидам, детям из социального приюта и престарелым людям, забота о животных и окружающей природе. Несомненно, проводимые в рамках данной программы акции пошли на пользу не только тем, кому оказывали помощь, но и педагогам, родителям, а особенно кадетам, которые проявили творческий подход и активность в ее реализации.

3. Морозовский кадетский корпус. Программа «Доброта спасет мир» разработана как курс воспитания кадет на христианских православных традициях и построена на духовных принципах: познай самого себя; живи для тех, кто дорог тебе; служи людям; твори добро; верь, надейся, люби людей, землю, Родину. По-видимому, она рассчитана на весь срок обучения кадет в корпусе и должна способствовать воспитанию, как указано в пояснительной записке, самобытной личности, высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, способных стремиться к доброму бытию, обладающих чувством гражданского долга, товарищества, милосердия и сострадания, любовью к Родине. Программа очень интересная и стоит внимания и изучения в других корпусах. Однако это, скорее, руководство по воспитанию кадет для педагогического коллектива. Кадеты в ней выступают как объекты воспитания и участники реализации ее проектов и акций.

4. Лесосибирский кадетский корпус имени А.Б. Йордана. По результатам подведения итогов конкурса «Добро творим вместе» лучшим признан проект «Живая память». В рамках его реализации воспитанники 8-го класса собрали и систематизировали материалы из воспоминаний ветеранов участников Великой Отечественной войны г. Лесосибирска, а также издали первую часть сборника «След на земле». Презентация книги прошла в Доме ветеранов г. Лесосибирска. Книга подарена ветеранам, городскому музею, школам города. Продолжается работа по изданию сборников воспоминаний участников войны Н.Т. Филипповой и единственного в городе кавалера ордена Александра Невского Д.А. Пономарева. Ценность проделанной и ведущейся на данном этапе работы заключается не только в сохранении исторического наследия края, но и в создании живого диалога между воспитанниками корпуса и поколением людей, несущих в себе традиционное российское патриотическое сознание. Взаимосвязь кадет и ветеранов, основанная на исторически обусловленных ценностных ориентирах, способствует формированию гражданина-патриота, готового брать на себя личную ответственность за сохранение и защиту вековых российских традиций.

5. Санкт-Петербургский КРАК. Существует ряд специфических отличий кадетского корпуса Министерства обороны РФ от кадетского общеобразовательного учреждения Министерства образования и науки РФ. Одно из них заключается в жестком распорядке дня, который присущ военным учебным заведениям. Несмотря на это, руководство корпуса стремится и находит возможность создать условия кадетам для их самореализации в проектах, связанных с милосердием и благотворительностью. Любопытно прочитать размышления кадет о благотворительности и милосердии в свете программы «Чем я могу помочь России и своему народу». В них выражена искренняя готовность будущих офицеров оказать помощь в строительстве храмов, спортгородков и площадок, поддержать добрым словом и воодушевить сирот, оказать посильную материальную помощь обездоленным, сделать своими руками ремонт в детском доме или приюте, убрать урожай для стариков в деревне, проводить беседы о воинской славе России, содействовать сохранению исторических памятников. И этот перечень можно продолжить. Следует отметить, что многое из перечисленного реализуется кадетами на практике, а недавно семеро кадет из 4-й батареи совершили паломничество на подворье Валаамского монастыря и приняли участие в строительстве храма в честь Рождества Христова.

6. Кадетская гимназия НОШ № 35. С 2004 г. школа является краевой экспериментальной площадкой по теме: «Создание новой воспитательной системы, направленной на гражданское и патриотическое воспитание личности ребенка через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования». В рамках краевой экспериментальной площадки в том же году школа приняла «Программу совместной воспитательной работы НОШ № 35, Совета ветеранов ВОВ и труда г. Славянска-на-Кубани и Славянского отделения Российского союза ветеранов Афганистана», которая предусматривает тесную связь с ветеранскими организациями. В материалы данной программы добавили цели конкурса «Добро творим вместе», а также «План школы по военно-патриотическому воспитанию», и получилось то, что получилось. А именно: «Отчёт о проделанной работе педагогическим коллективом и кадетами по военно-патриотическому воспитанию в НОШ № 35 за 2005-2006 учебный год», «Оценка управления образования муниципального образования Славянский район результатов работы НОШ № 35» и грамоты коллектива школы за работу с ветеранами.

7. Ачинский кадетский корпус. Учитывая большой конкурс и сложности при поступлении в корпус детей из детских домов и интернатов, а также проблемы их адаптации к новым условиям в случае поступления, кадетами корпуса с участием воспитателей и педагогов разработан и успешно проводится в жизнь проект «Шаг навстречу». Во время каникулярного отпуска воспитанникам детских домов и интернатов предоставляется возможность ощутить себя в роли кадета. Ребята живут по распорядку кадетского корпуса. По желанию они могут принять участие в работе различных кружков и спортивных секций. Дети общаются с кадетами, делятся своими радостями и проблемами. Все это дает положительный результат, а главное, позволяет им самоопределиться и самоутвердиться.

8. Кадетский корпус имени Д.М. Пожарского. Он находится вдали от культурных и досуговых центров. Вместе с тем в корпусе делается все необходимое для развития и самореализации воспитанников, создания им комфортной обстановки. Здесь сложились устойчивые социальные связи, которые стараются расширять, в том числе через реализацию благотворительных проектов. Один из них - «Сохраним память». Мемориал погибшим односельчанам находится в деревне Коняево. Местные власти, так же как и жители, уделяли мало внимания его сохранности и тем более благоустройству. Заботу и уход за мемориалом взяли на себя кадеты. Этому предшествовали поиск ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в деревне, изучение существующих у них проблем и нужд, возможности оказания помощи. Одновременно кадеты разработали опросный лист и провели анкетирование среди учащихся и взрослого населения деревни Коняево о необходимости сохранения захоронений погибших воинов. С тех пор мемориал находится в полном порядке, так как в этом кадетам помогают и ветераны, и жители деревни. Таким образом, в корпусе формируются традиции: уход за захоронениями погибших односельчан, проведение встреч и уроков мужества с участниками войны, изготовление своими руками подарков и вручение их ветеранам.

9. Московский кадетский музыкальный корпус. На конкурс представлена разработанная педагогами корпуса программа по духовно-нравственному воспитанию кадет «Добром откроем этот мир». Оформление – выше всяких слов! При более подробном ознакомлении выясняется, что это обязательная «Программа развития воспитательной системы КШ № 1770», которая естественно включает определе нные виды воспитательной деятельности, в том числе систему уроков и классных часов, воспитывающих у кадет милосердие, сострадание, потребность в благотворительности и участие в благотворительных акциях. И этим все сказано! Спасибо, Михаил Юрьевич, за участие.

10. Кадетская школа, г. Челябинск. Представили великолепно оформленный и иллюстрированный большим количеством фотоматериалов проект «Воспитание сердца», в котором отражена системная деятельность педагогического коллектива, направленная на воспитание альтруизма и нравственности у школьников. Судя по результатам экспериментального внедрения системы воспитания альтруизма и нравственности, в МОУ СОШ № 45 получен выраженный положительный эффект воспитательной работы. Желаем дальнейших творческих и новаторских успехов на ниве воспитания школьников!

11. Туапсинский морской кадетский корпус. По программе «Благо творим вместе» были проведены следующие мероприятия: участие в военно-патриотических акциях по поиску и перезахоронению погибших во время ВОВ; участие кадет в реставрации памятника в честь защитников г. Туапсе; участие кадет в мероприятиях по случаю 100-летия п. Кривенковского; выступление оркестра кадет перед ветеранами ВОВ; выступление кадет с патриотическими песнями на параде в честь Победы. Большому кораблю – большое плавание, Юрий Нестерович!

ПРОГРАММЫ ФОНДА

Премия Президента Фонда

Сборы директоров кадетских корпусов

Добро творим вместе

Музеи кадетских корпусов

Кадетский сбор в Сербии

Конкурс на лучший сайт КК

Всероссийский кадетский фотоконкурс

Конкурс на лучшую методику преподавания учебного курса «История кадетских корпусов России»

Всероссийский фестиваль кадетских корпусов «КАДЕТСКАЯ СИМФОНИЯ»