Сборы директоров кадетских корпусовВсероссийский симпозиум по перспективам развития кадетского образованияКрасноярск, октябрь 2010
С начала 90-ых годов прошлого столетия в России началась активная деятельность по возрождению кадетского образования, были открыты первые кадетские корпуса в Новосибирске и Новочеркасске. Это движение было подхвачено многими регионами Российской Федерации. Сегодня кадетское образование развивается рядом министерств и ведомств на всей территории нашей великой страны. Под ведомством Министерства образования и науки Российской Федерации насчитывается более 100 кадетских школ и кадетских школ-интернатов муниципального, регионального и федерального уровня. Создаются и развиваются региональные системы кадетского образования, наиболее крупными из которых являются Московская, Ростовская и Красноярская. Ежегодно на базе ведущих кадетских школ (кадетских школ-интернатов) собираются руководители кадетских общеобразовательных учреждений России для обсуждения вопросов развития кадетского образования. Красноярский край в третий раз встречает представителей кадетского образования страны: в 2000 году и 2006 году в рамках Всероссийских семинаров-совещаний, в 2010 году – на Всероссийский симпозиум по перспективам развития кадетского образования (далее – Симпозиум). Симпозиум проводился по инициативе министерства образования и науки Красноярского края совместно с Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Благотворительного Фонда содействия кадетским корпусам России имени Алексея Йордана. В работе Симпозиума приняли участие 125 руководителей кадетского образования, среди которых специалисты органов управления образования, директора и заместители директоров кадетских школ и школ-интернатов из 38 регионов страны, один представитель Украины и управленческие команды из всех кадетских корпусов Красноярского края. Тема Симпозиума актуальна в связи с тем, что Министерством образования и науки Российской Федерации принято новое Типовое положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате (приказ Минобрнауки России от 15.02.2010 г. № 117), что требует определенных изменений в понимании предназначения, целей кадетского образования, а значит и перспектив его развития. В Красноярском крае в 2010 году завершается реализация Концепции и разрабатывается Стратегия развития кадетского и женского гимназического образования до 2020 года. Проект Стратегии и опыт края созвучен теме Симпозиума и представлен как вариант развития кадетского образования, который другие регионы могут учитывать для определения своих стратегических моделей и программ. Формированию представлений участников симпозиума о стратегии развития кадетского образования способствовали презентационные материалы министерства образования и науки Красноярского края о приоритетах краевой образовательной политики и информация министерства экономики и регионального развития Красноярского края о масштабах решаемых задач экономического характера. Опыт края по развитию кадетского образования был представлен через серию мастер-классов, семинаров-презентаций, встреч с ведущими педагогами по таким темам, как «Региональная нормативная правовая база кадетского образования», «Роль и предназначения дополнительного образования», «Общекадетский устав – основа жизнедеятельности в кадетском корпусе», «Социальное проектирование как средство расширения образовательного пространства», «Профессионализм педагогических кадров кадетских корпусов и система непрерывного профессионального развития педагогических кадров», «Профессиональная переподготовка воспитателей кадетских корпусов». Мастер-классы прошли на базе Красноярского кадетского корпуса и Красноярской Мариинской женской гимназии. В качестве презентационных площадок были представлены краевые государственные бюджетные общеобразовательные учреждения кадетские школы-интернаты «Красноярский кадетский корпус» имени А.И. Лебедя (г. Красноярск) и «Норильский кадетский корпус» (ЗАТО г. Железногорск). На базе Красноярского кадетского корпуса после обобщения по теме «Кадетский корпус – территория развития способностей и одаренностей кадет», представленного директором учреждения Негруцким Александром Сергеевичем, было открыто 12 площадок опыта работы по развитию интеллектуальной, художественной, социальной и спортивной одаренности, среди которых открытое заседание кадетского и гимназического парламента, клуб «Миротворец», литературная и музыкальная гостиные, групповые занятия по физике и математике (физико-математический профиль обучения), по химии и биологии (естественно научный профиль обучения), по правилам дорожного движения и другие. Тема презентации Норильского кадетского корпуса «Социально-образовательное партнерство как ресурс развития кадетского образования» была представлена теоретическим обоснованием директора Войнова Владимира Васильевича и практикой деятельности ряда партнерских площадок корпуса, открытых в Школе космонавтики, в учреждении дополнительного образования «Станция юных техников», на горно-химическом комбинате и в ОАО «Искусственные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева». Здесь же была презентована практика организации раздельно-параллельного образования, осуществляемая уже в течение 20 лет муниципальным общеобразовательным учреждением г. Железногорска лицеем № 103 «Гармония». В программу Симпозиума были включены творческие отчеты учреждений дополнительного образования кадет и гимназисток, отметившие в эти дни свой десятилетний юбилей: спортивный праздник краевой детско-юношеской спортивной школы «Кадеты Красноярья» (директор Чудаев Владимир Александрович) и концертная программа центра дополнительного образования кадет и гимназисток «Честь и слава Красноярья» (директор Бухтуева Татьяна Александровна). Для участников Симпозиума были подготовлены мини-семинары, один из которых по теме «Воспитательная система кадетского корпуса» провела заведующая кафедрой педагогики и психологии Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор педагогических наук, профессор Демакова Ирина Дмитриевна. В рамках Симпозиума проведены круглые столы по обсуждению современной проблематики развития кадетского образования, общих приоритетов и направлений его развития. Один круглый стол был посвящен теме «Реализация программ Благотворительного Фонда содействия кадетским корпусам России имени Алексея Йордана», вела круглый стол Барковец Ольга Исхаковна – генеральный директор Фонда. Деятельность Фонда отмечена как консолидирующая представителей кадетских образовательных учреждений страны в единое кадетское сообщество детей и взрослых. Содержательное наполнение программы Симпозиума позволило рассматривать его как форму повышения квалификации Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Результатом работы Симпозиума стало принятие резолюции, в которую вошли рекомендации по определению приоритетных направлений развития кадетского образования на предстоящее десятилетие, что станет своеобразным общероссийским контекстом этого процесса и основанием для разработки региональных и муниципальных программ и проектов развития кадетского образования в субъектах Российской Федерации.
Кораванец Н.В. – член оргкомитета Всероссийского симпозиума по перспективам развития кадетского образования |
ПРОГРАММЫ ФОНДАПремия Президента ФондаСборы директоров кадетских корпусовДобро творим вместеМузеи кадетских корпусовКадетский сбор в СербииКонкурс на лучший сайт ККВсероссийский кадетский фотоконкурсКонкурс на лучшую методику преподавания учебного курса «История кадетских корпусов России»Всероссийский фестиваль кадетских корпусов «КАДЕТСКАЯ СИМФОНИЯ» |